понедельник, 29 октября 2007 г.

С табуретом в чужой монастырь.

Ходили на «С табуретом через Гималаи». В двух словах это трилогия о том, как группа парней и девчонок из Киева поставили себе цель – непременно достигнуть каждого из четырех земных океанов и установить на берегу... табурет из обычной киевской кухни. Вот такая незатейливая миссия. Идейный вдохновитель, организатор и вообще автор идеи – Леонид Кантер, которому отдельное спасибо за то, что он такой есть. Три океана уже покорены, остался Тихий. Через Гималаи люди шли к Индийскому океану через Монголию, Китай, Тибет, Непал, Индию и дальше на Шри-Ланка. По дороге концерты давали, аборигены хлопали и фотографировали. Фильм состоит из трех частей, каждая была смонтирована своим режиссером. Подробности где-то тут в конце.

В первую очередь – фильм смотреть обязательно. Вообще, все нижесказанное является только отражением моего собственного мнения и не несет никакой рекомендательной силы. Посмотрите и сделайте выводы сами.

Фильм оставил многомерное впечатление. С одной стороны буквально офигительные картины: пустыня Гоби, Гималаи, Непал, Индия. При виде таких пейзажей всякий просто обязан немедленно захотеть всплеснуть руками и воскликнуть совсем по-гришковецки: «Какая красота!». А если бы не захотел, то такой человек мне не друг и водиться с ним я не буду никогда. Фильм, по сути, посвящен людям, которых встречали путешественники на своем пути. Жизнь этих самых людей, их быт, их лица врезались в память очень прочно, не выковырять. Эта сторона картины положительная, хотя на звание научно-популярного проекта она не претендует.

С другой стороны – цель проекта (или подцель) нести украинскую культуру. Реализовалась она через пластические спектакли, пение украинских народных песен для прохожих (а также для души – песен ГрОб), и прочее в таком духе. И вот эта сторона фильма нам не понравилась. Казалось, что аборигенам было ненужно то, что им пытались сказать и во что вовлечь. Не покидало стойкое ощущения своего устава в чужом монастыре. Кроме того, вокальные данные актеров и их пластика часто уступали зрительским. Было в этом что-то тщеславное, что-то от самолюбования. Вот, мол, мы какие, не просто премся с рюкзаками на край света, но и несем с собой разумное, доброе, вечное, и не забываем сеять его по дороге всем случайно подвернувшимся. Был в этом какой-то эпатаж, стремление прокричать в лицо то, что можно было бы сказать тихо, без такой наигранной экспрессии. В конце концов, есть тысячи людей, которые проводят месяцы в необитаемых уголках планеты, лезут в горы, спускаются в пещеры, пересекают океаны. Но фильмы про себя любимых снимают далеко не все и не в такой манере.

Но есть и третья стороны. Как ни странно, открывается она только в третьей части. Факт в том, что до конца путешествия дошла хорошо если половина вышедших. Остальные были отсеяны по дороге, откололись, рассорились и вернулись по домам. Каждый из них унес с собой изрядный груз обиды и разочарования проектом. И это очень показательно. А почему – сказать не могу, надо смотреть фильм с начала и до конца.

И напоследок, один из тезисов фильма «Свобода – это дисциплина». И с этим я не могу согласиться. Вообще в фильме много говорилось про свободу, которая описывалась именно в таких красках – это возможность идти туда куда хочется с тем, кто хочет разделить с тобой дорогу. С этим я согласен на все сто. Но к дисциплине это имеет на самом деле очень малое отношение. Потому, что свобода – это что-то личное, исходящее из естества человека, а дисциплина – понятие навязываемое, внешнее и чуждое (хотя и важное, и необходимое). По моему, стоило бы переиначить: «Свобода – это самодисциплина, самоконтроль, но толерантность». Вот чего не хватало участникам проекта, так это толерантности, терпимости. И тогда все стало бы на свои места.